20.01.2017 г.

Календарные песни были частью праздничных народных обрядов. Они исполнялись в какое-то время года. Этим песням народ придавал практический смысл, полагая, что их исполнение может положительно повлиять на ход хозяйственных работ, на плодородие земли, на разведение скотины и на общее житейское благополучие.

Принятое Русью христианство осложнило народные обычаи и обряды. Они стали совмещаться с христианскими праздниками. В народных названиях торжеств были календарные наблюдения за погодой и за названиями времен года. Песенные заклинания связывались с магией как защитой от злых сил. Древние традиции календарной поэзии соотносились с мифологическими представлениями об устройстве мира.

Основа праздничных гуляний

Исполнением колядных песен открывался Новый год. Коляда – это торжественная песня-заклинание на благополучие в грядущем году. В ней сознательно преувеличивалось богатство хозяев. Особым видом новогодних песен считались овсеневые песни. Они были похожи на колядки, но в отличие от них, сохранили в себе архаичные формы. Они тоже напоминали заклинания, потому что сочетались с языческими представлениями о мироздании. В овсяных песнях глава семейства не возвеличивался, как в колядных песнопениях.

Существовали также масленичные песни и песни-гадания, предвещавшие девушкам замужество. Веснянки нужны были для закликания раннего прихода весны. Стих у них короткий и энергичный. На Пасху исполнялись детские кричалки и хороводные песни. В хороводах часто использовались игровые диалоги. Песни, посвященные деревьям, исполнялись в Русальный день. Это остатки языческого культа растительности. Праздник Ивана Купала был особенным. Люди пели песни о кумлении во время того, как обменивались друг с другом крестами.

Календарные песни говорят нам и о трудовой природе русского фольклора. Примером могут служить жнивные песни, величальные лирические песни и песни о труде. Именно они замыкают цикл календарных обрядовых песен.